Характеристика конфигурации Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана

Редакция 4.0 конфигурации «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» разработана на технологической платформе 1С:Предприятие 8, обеспечивающей высокую гибкость и настраиваемость, масштабируемость, производительность и эргономичность прикладных решений. Конфигурации «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» предназначена для автоматизации ведения учета в государственных учреждениях Республики Казахстан. В конфигурации применяется стандартная методология бухгалтерского учета для государственных учреждений в соответствии с требованиями и положениями действующих нормативных документов и инструкций текущего законодательства Республики Казахстан.

В основе конфигурации — план счетов бухгалтерского учета для государственных учреждений, утвержденный Приказом Министра Финансов Республики Казахстан от 15 июня 2010 года №281.

В конфигурации реализована мемориально-ордерная система учета. Учет всех бухгалтерских операций ведется в разрезе бюджетных программ, специфик и статей затрат (видов расходов).

Редакция 4.0 конфигурации «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» разработана в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности общественного сектора.

Ведение учета по нескольким учреждениям

В конфигурации существует возможность ведения бухгалтерского учета по нескольким учреждениям для дальнейшего получения консолидированной отчетности.

Ведение учета в разрезе статей классификации расходов бюджета

Бухгалтерский учет в государственных учреждениях ведется по нескольким статьям, включающим в себя источники финансирования, коды платных услуг, функциональную и экономическую классификацию расходов. Для организации подробного аналитического учета по статьям бюджетной классификации в конфигурацию был добавлен справочник «Классификация расходов», предназначенный для организации комплексной аналитики в бюджетном плане счетов.

Учет плана финансирования

Конфигурация «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» позволяет не только вести учет плана финансирования, а также изменений в плане финансирования, но и формировать отчет «План финансирования» с помесячной разбивкой.

Регистрация договоров

Регистрация договоров, заключенных с поставщиками, позволяет вести учет исполнения обязательств, вводить заявки на основании заключенных договоров и формировать реестр заключенных договоров в соответствии с введенными данными.

Учет финансовых разрешений

В соответствии с планом финансирования в течение финансового года государственному учреждению выделяются денежные средства. Учет полученного финансирования ведется с помощью специального документа, что позволяет сформировать следующие отчеты:

  • форма 4-20;
  • отчет об исполнении плана финансирования

Настройка и формирование платежных документов

Формирование платежных документов (заявок и счетов к оплате) является важной частью функционирования государственного учреждения. Конфигурация позволяет вводить заявки на основании заключенных договоров, а счета к оплате — на основании зарегистрированных заявок.

Настройка печатных форм платежных документов осуществляется с помощью специального регистра сведений. Использование такой настройки позволяет государственному учреждению не зависеть от требований регионального казначейства и самостоятельно осуществлять настройку платежных документов.

Реестры, а также журналы регистрации заявок и счетов к оплате формируются автоматически. При этом реестр счетов к оплате, формируемый в разрезе заявок, позволяет отслеживать суммы невыполненных обязательств.

Учет обязательств также организован на основании данных заявок и счетов к оплате. При проведении этих документов формируются необходимые проводки по забалансовому счету 912 «Обязательства». Это позволяет избавить пользователя от дублирования ввода информации. На основании информации о полученном финансировании, зарегистрированных обязательствах и кассовых расходов формируется отчет «Форма 4-20».

Учет наличных и безналичных денежных средств

Конфигурация позволяет автоматизировать учет наличия и движения наличных денежных средств, включая движение денежных средств на корпоративной банковской карте, учет валютных операций и денежных документов в кассе по источникам финансирования (формирование, печать, хранение, проведение приходных и расходных ордеров, формирование журнала регистрации ордеров, ведение кассовой книги).

В конфигурации также автоматизирован учет наличия и движения безналичных денежных средств и валютных операций на лицевых счетах, открытых в органах казначейства, по источникам финансирования (формирование, печать, хранение заявок и счетов к оплате, формирование реестров платежных документов, отражение операций по уплате налогов, оплате счетов поставщиков, поступлению финансирования, выплате заработной платы и т.п.).

 Кадровый учет

В конфигурацию включена подсистема кадрового учета, включающая в себя приказы о приеме, об отпуске, об увольнении, а также о различных кадровых перемещениях. Подсистема кадрового учета позволяет формировать не только печатные формы кадровых приказов, но и различные отчеты, например, личная карточка работника, лицевой счет сотрудника или список работников.

Немаловажной особенностью кадрового учета является возможность учета стажа работников, начиная с расчета начального стажа работника при приеме на работу и заканчивая ежемесячным контролем изменения стажа (для правильного расчета базовых коэффициентов и, соответственно, окладов работников).

Заработная плата

В конфигурации «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» предусмотрена возможность начисления заработной платы с использованием различных форм оплаты труда. Помимо этого, существуют разнообразные варианты расчета надбавок и доплат, а также возможность расчета ночных праздничных и сверхурочных.

Механизм расчета среднедневной заработной платы существенно расширен и позволяет осуществлять корректную индексацию всех необходимых видов начислений.

Автоматизирован расчет заработной платы преподавателей и военнослужащих.

Расчет обязательных пенсионных взносов, индивидуального подоходного налога, социального налога, социальных отчислений также автоматизирован. При этом в случае начислений за счет нескольких статей классификации расходов бюджета суммы налогов, взносов, отчислений и удержаний корректно разбиваются по нужным статьям бюджетной классификации. В конфигурацию также добавлена возможность формирования SWIFT-файлов для перечисления заработной платы, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений.

В конфигурации реализована возможность расчета резервов по неиспользованным дням трудового отпуска с формированием формы №463 «Расчет резерва по неиспользованным отпускам».

Еще одна функциональная возможность — перечисление сумм удержаний по исполнительным листам на лицевые или карт-счета.

Наличие в конфигурации разнообразных отчетов (расчетных ведомостей в различных разрезах, расчетных листков, сводов по заработной плате (в том числе по статьям классификации расходов бюджета), а также регистра налогового учета по ИПН и СН делает возможным практически любой анализ начислений и удержаний.

Учет расчетов с подотчетными лицами

Для учета расчетов с подотчетными лицами в конфигурацию добавлен документ «Авансовый отчет», а также ведомость перечисления подотчетных сумм. На основании ведомости перечисления вводится счет к оплате и формируется SWIFT-файл для перечисления на лицевые и карт-счета.

Конфигурация также позволяет производить зачисление и снятие сумм на корпоративную карту государственного учреждения.

Учет запасов включает в себя:

  • оприходование запасов с помощью документа «Поступление ТМЗ и услуг». При этом возможна как регистрация прихода от поставщика, так и регистрация безвозмездных поступлений, а также поступлений и передачу на ответственное хранение;
  • внутреннее перемещение и списание;
  • списание продуктов питания по нормам расхода;
  • переработку продуктов питания;
  • учет ГСМ и списание горюче-смазочных материалов по километражу и мотто-часам;
  • реализация запасов с выпиской счета-фактуры;
  • проведение инвентаризации запасов, с возможностью формирования инвентарной описи и сличительной ведомости;
  • оборотные ведомости;
  • карточки учета.

Учет долгосрочных активов включает в себя:

  • оприходование активов, полученных от поставщиков, а также от безвозмездных поступлений;
  • ввод активов в эксплуатацию с помощью документа «Принятие к учету активов»;
  • внутреннее перемещение;
  • списание (с возможностью оприходования ТМЗ) и безвозмездная передача;
  • создание комплектов долгосрочных активов;
  • модернизация активов (незавершенное строительство, капитальные вложения);
  • обесценение долгосрочных активов;
  • переоценка долгосрочных активов;
  • проведение инвентаризации долгосрочных активов, с возможностью формирования инвентарной описи и сличительной ведомости;
  • групповой учет активов;
  • ежемесячное начисление амортизации;
  • создание резервов на обесценение и переоценку активов;
  • формирование оборотных ведомостей и ведомостей остатков;
  • формирование разработочной таблицы расчета амортизации;
  • формирование инвентарных карточек.

Учет расчетов с контрагентами

Учет расчетов с контрагентами включает в себя единый документ «Поступление ТМЗ и услуг» оприходования активов, товарно-материальных запасов, а также списания услуг, оказанных сторонними организациями. Помимо этого существует возможность проведения взаимозачета и списания задолженности. При этом учет взаиморасчетов с контрагентами ведется с использованием счетов авансов.

Учет осужденных

Автоматизирован учет денежных средств осужденных, хранящихся на счете временного размещения денежных средств государственного учреждения. Предусмотрено поступление денежных средств осужденного, как в виде заработной платы, так и от сторонних организаций или физических лиц. Предусмотрено автоматическое удержание по алиментам и исполнительным листам осужденных, распределяемых равными частями по всем имеющимся исполнительным листам осужденного. Существует возможность осуществлять различные удержания с личных денег осужденных. Добавлена возможность производить выплату денежных средств осужденных на лицевые или карт-счета, а также производить выплату в виде наличных денежных средств.

Учет пенсий и пособий опекаемых

Позволяет организовать учет поступлений пенсий и пособий опекаемых (инвалидов, решением суда признанных недееспособными и нуждающимися в опеке), а также осуществлять контроль за расходованием и хранением денежных средств. Предусмотрено приобретение и выдача товаров постоянного спроса или медицинских услуг за счет пенсий и пособий опекаемых. Расчет по приобретенным товарам или услугам предусмотрен как в наличной, так и безналичной форме оплаты.

Учет родительской платы

Автоматизирован учет расчетов по родительской плате, особенностью которых является массовое начисление сумм к выплате по определенному набору алгоритмов. На счетах бухгалтерского учета ведется взаиморасчет в разрезе контрагентов, договоров и классификации расходов. Контрагентом выступает плательщик родительской платы единый для всех детей, заполняется на начальном этапе работы при заполнении учетной политики по родительской плате. Оплата разносится посредством кассовых и банковских платежных документов. Расчеты по детям ведутся в регистрах оперативного учета в разрезе детей, групп детей, видов начислений. Существует возможность выписки квитанций об оплате. Для анализа учета можно сформировать отчеты: «Ведомость по расчетам с родителями», «Карточка ребенка», «Отчет по преподавателям».

Учет по структурным подразделениям

Автоматизирован учет заработной платы в разрезе структурных подразделений. После установки константы «Учет по структурным подразделениям заработной платы» становится возможным начисление заработной платы, расчет налогов и удержаний, получение отчетности формировать в разрезе структурных подразделений. В бухгалтерском учете проводки на счетах учета заработной платы и налогов записываются в разрезе подразделений. Стандартные бухгалтерские отчеты «Оборотно-сальдовая ведомость по счету» и «Анализ счета» формируются в разрезе подразделений.

Регламентные операции

В конфигурации реализована возможность автоматического формирования проводок по регламентным операциям, производимым на конец месяца (квартала, года). К таким операциям относятся:

  • Расчет амортизации долгосрочных активов;
  • Списание резерва по переоценке долгосрочных активов;
  • Переоценка валютных средств;
  • Закрытие подотчетных сумм;
  • Закрытие дебиторской задолженности по расчетам с бюджетом;
  • Закрытие счетов доходов и расходов;
  • Заключительные обороты по кассовым расходам;
  • Перенос финансового результата отчетного года.

Стандартные отчеты:

  • оборотно-сальдовая ведомость;
  • оборотно-сальдовая ведомость по счету;
  • шахматная ведомость;
  • анализ счета;
  • обороты счета;
  • карточка счета;
  • анализ субконто;
  • обороты между субконто;
  • карточка субконто;
  • сводные проводки;
  • отчет по проводкам;
  • главная книга;
  • универсальный отчет.

Использование стандартных отчетов позволяет получить развернутую информацию по любым участкам учета.

Мемориальные ордера:

  • книга «Журнал-главная» форма 308 Альбома форм;
  • мемориальный ордер №1 – накопительная ведомость по кассовым операциям форма 381 Альбома форм;
  • мемориальный ордер №2 – накопительная ведомость по движению средств на кодах государственных учреждений форма 381 Альбома форм;
  • мемориальный ордер №3 – накопительная ведомость по учету денежных средств на контрольных счетах наличности платных услуг, КСН спонсорской, благотворительной помощи, КСН временного размещения денежных средств, на счете в иностранной валюте и специальных счетах бюджетного инвестиционного проекта по внешним займа и грантам форма 381 Альбома форм;
  • мемориальный ордер №5 – свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям форма 405 Альбома форм;
  • мемориальный ордер №6 – накопительная ведомость по расчетам с организациями форма 408 Альбома форм;
  • мемориальный ордер №7 – накопительная ведомость по расчетам в порядке авансовых платежей форма 408 Альбома форм;
  • мемориальный ордер №8 – накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами форма 386 Альбома форм;
  • мемориальный ордер №9 – накопительная ведомость по выбытию и перемещению долгосрочных активов форма 438 Альбома форм;
  • мемориальный ордер №10 – накопительная ведомость по выбытию и перемещению спецодежды и других предметов индивидуального пользования форма 438 Альбома форм;
  • мемориальный ордер №11 – свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания форма 398 Альбома форм;
  • мемориальный ордер №12 – свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания форма 411 Альбома форм;
  • мемориальный ордер №13 – накопительная ведомость по расходу материалов форма 396 Альбома форм;
  • мемориальный ордер №15 – накопительная ведомость начисления доходов от необменных операций форма 409 Альбома форм;
  • мемориальный ордер №16 – накопительная ведомость начисления доходов от реализации товаров (работ, услуг) форма 409-а Альбома форм;
  • мемориальный ордер №17 – накопительная ведомость начисления доходов от управления активами форма 409-б Альбома форм;
  • мемориальный ордер №18 – накопительная ведомость начисления доходов по прочим операциям форма 409-в Альбома форм;
  • мемориальный ордер №19 – накопительная ведомость начисления операционных расходов форма 458 Альбома форм;
  • мемориальный ордер №20 – накопительная ведомость начисления расходов по бюджетным выплатам форма 458-а Альбома форм;
  • мемориальный ордер №21 – накопительная ведомость начисления расходов по управлению активами форма 458-б Альбома форм;
  • мемориальный ордер №22 – накопительная ведомость начисления расходов по прочим операциям форма 458-в Альбома форм.
  • мемориальный ордер (форма 274) — форма, позволяющая формировать мемориальные ордера, не описанные Альбомом форм.

Все мемориальные ордеры формируются в разрезе статей классификации расходов бюджета.

Бюджетные отчеты

Бюджетная отчетность включает в себя необходимые формы годовой и квартальной отчетности для государственных учреждений, в частности:

  • Отчет об исполнении планов поступлений и расходов денег от реализации товаров (работ, услуг) – форма ПУ;
  • Отчет об исполнении планов поступлений и расходов денег от реализации товаров (работ, услуг) – форма ПУ (УО);
  • Отчет о поступлении и расходовании денег от спонсорской и благотворительной помощи – форма СП;
  • Отчет о дебиторской задолженности – форма ДЗ-Б;
  • Отчет о дебиторской задолженности – форма ДЗ-П;
  • Отчет о кредиторской задолженности – форма КЗ-Б;
  • Отчет о кредиторской задолженности – форма КЗ-П;
  • Отчет о кредиторской задолженности – форма КЗ-П.

Также в конфигурацию включены следующие формы отчетности:

  • Отчет об исполнении плана финансирования;
  • Отчет по деньгам, передаваемым государственному учреждению на условиях их возвратности;
  • Отчет о движении активов;
  • Отчет о движении запасов;
  • Ведомость по учету принятых обязательств.

Регламентированные отчеты

К регламентированным отчетам относятся:

  • Финансовая отчетность;
  • Налоговая отчетность;
  • Государственная статистическая отчетность;
  • Прочие.

В группу «Финансовая отчетность» включены такие отчеты как бухгалтерский баланс, Отчет о результатах финансовой деятельности, Отчет о движении денег на счетах государственного учреждения по источникам финансирования (прямой метод), Отчет об изменениях чистых активов/капитала, Пояснительная записка к финансовой отчетности.

В группу «Налоговая отчетность» включены декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (форма 200), декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу по иностранцам и лицам без гражданства (форма 210) и декларация по плате за эмиссии в окружающую среду (форма 870).

В группу «Государственная статистическая отчетность» включен отчет по труду (формы №1-Т Отчет по труду (годовая и квартальная), форма №11 годовая Отчет о наличии и движении основных средств и нематериальных активов).

В группу отчетов «Прочие» включены такие отчеты как расчет по исчислению и удержанию индивидуального подоходного налога и исчислению социального налога, карточка учета ОПВ, карточка учета СО, справка о заработной плате, справка о суммах дохода, выплаченного физическому лицу и осуществленных с дохода обязательных пенсионных взносов, справка с места работы о доходах за последние двенадцать месяцев перед наступлением социального риска.