Характеристика конфигурации Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана
Редакция 4.0 конфигурации «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» разработана на технологической платформе 1С:Предприятие 8, обеспечивающей высокую гибкость и настраиваемость, масштабируемость, производительность и эргономичность прикладных решений. Конфигурации «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» предназначена для автоматизации ведения учета в государственных учреждениях Республики Казахстан. В конфигурации применяется стандартная методология бухгалтерского учета для государственных учреждений в соответствии с требованиями и положениями действующих нормативных документов и инструкций текущего законодательства Республики Казахстан.
В основе конфигурации — план счетов бухгалтерского учета для государственных учреждений, утвержденный Приказом Министра Финансов Республики Казахстан от 15 июня 2010 года №281.
В конфигурации реализована мемориально-ордерная система учета. Учет всех бухгалтерских операций ведется в разрезе бюджетных программ, специфик и статей затрат (видов расходов).
Редакция 4.0 конфигурации «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» разработана в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности общественного сектора.
Ведение учета по нескольким учреждениям
В конфигурации существует возможность ведения бухгалтерского учета по нескольким учреждениям для дальнейшего получения консолидированной отчетности.
Ведение учета в разрезе статей классификации расходов бюджета
Бухгалтерский учет в государственных учреждениях ведется по нескольким статьям, включающим в себя источники финансирования, коды платных услуг, функциональную и экономическую классификацию расходов. Для организации подробного аналитического учета по статьям бюджетной классификации в конфигурацию был добавлен справочник «Классификация расходов», предназначенный для организации комплексной аналитики в бюджетном плане счетов.
Учет плана финансирования
Конфигурация «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» позволяет не только вести учет плана финансирования, а также изменений в плане финансирования, но и формировать отчет «План финансирования» с помесячной разбивкой.
Регистрация договоров
Регистрация договоров, заключенных с поставщиками, позволяет вести учет исполнения обязательств, вводить заявки на основании заключенных договоров и формировать реестр заключенных договоров в соответствии с введенными данными.
Учет финансовых разрешений
В соответствии с планом финансирования в течение финансового года государственному учреждению выделяются денежные средства. Учет полученного финансирования ведется с помощью специального документа, что позволяет сформировать следующие отчеты:
- форма 4-20;
- отчет об исполнении плана финансирования
Настройка и формирование платежных документов
Формирование платежных документов (заявок и счетов к оплате) является важной частью функционирования государственного учреждения. Конфигурация позволяет вводить заявки на основании заключенных договоров, а счета к оплате — на основании зарегистрированных заявок.
Настройка печатных форм платежных документов осуществляется с помощью специального регистра сведений. Использование такой настройки позволяет государственному учреждению не зависеть от требований регионального казначейства и самостоятельно осуществлять настройку платежных документов.
Реестры, а также журналы регистрации заявок и счетов к оплате формируются автоматически. При этом реестр счетов к оплате, формируемый в разрезе заявок, позволяет отслеживать суммы невыполненных обязательств.
Учет обязательств также организован на основании данных заявок и счетов к оплате. При проведении этих документов формируются необходимые проводки по забалансовому счету 912 «Обязательства». Это позволяет избавить пользователя от дублирования ввода информации. На основании информации о полученном финансировании, зарегистрированных обязательствах и кассовых расходов формируется отчет «Форма 4-20».
Учет наличных и безналичных денежных средств
Конфигурация позволяет автоматизировать учет наличия и движения наличных денежных средств, включая движение денежных средств на корпоративной банковской карте, учет валютных операций и денежных документов в кассе по источникам финансирования (формирование, печать, хранение, проведение приходных и расходных ордеров, формирование журнала регистрации ордеров, ведение кассовой книги).
В конфигурации также автоматизирован учет наличия и движения безналичных денежных средств и валютных операций на лицевых счетах, открытых в органах казначейства, по источникам финансирования (формирование, печать, хранение заявок и счетов к оплате, формирование реестров платежных документов, отражение операций по уплате налогов, оплате счетов поставщиков, поступлению финансирования, выплате заработной платы и т.п.).
Кадровый учет
В конфигурацию включена подсистема кадрового учета, включающая в себя приказы о приеме, об отпуске, об увольнении, а также о различных кадровых перемещениях. Подсистема кадрового учета позволяет формировать не только печатные формы кадровых приказов, но и различные отчеты, например, личная карточка работника, лицевой счет сотрудника или список работников.
Немаловажной особенностью кадрового учета является возможность учета стажа работников, начиная с расчета начального стажа работника при приеме на работу и заканчивая ежемесячным контролем изменения стажа (для правильного расчета базовых коэффициентов и, соответственно, окладов работников).
Заработная плата
В конфигурации «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» предусмотрена возможность начисления заработной платы с использованием различных форм оплаты труда. Помимо этого, существуют разнообразные варианты расчета надбавок и доплат, а также возможность расчета ночных праздничных и сверхурочных.
Механизм расчета среднедневной заработной платы существенно расширен и позволяет осуществлять корректную индексацию всех необходимых видов начислений.
Автоматизирован расчет заработной платы преподавателей и военнослужащих.
Расчет обязательных пенсионных взносов, индивидуального подоходного налога, социального налога, социальных отчислений также автоматизирован. При этом в случае начислений за счет нескольких статей классификации расходов бюджета суммы налогов, взносов, отчислений и удержаний корректно разбиваются по нужным статьям бюджетной классификации. В конфигурацию также добавлена возможность формирования SWIFT-файлов для перечисления заработной платы, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений.
В конфигурации реализована возможность расчета резервов по неиспользованным дням трудового отпуска с формированием формы №463 «Расчет резерва по неиспользованным отпускам».
Еще одна функциональная возможность — перечисление сумм удержаний по исполнительным листам на лицевые или карт-счета.
Наличие в конфигурации разнообразных отчетов (расчетных ведомостей в различных разрезах, расчетных листков, сводов по заработной плате (в том числе по статьям классификации расходов бюджета), а также регистра налогового учета по ИПН и СН делает возможным практически любой анализ начислений и удержаний.
Учет расчетов с подотчетными лицами
Для учета расчетов с подотчетными лицами в конфигурацию добавлен документ «Авансовый отчет», а также ведомость перечисления подотчетных сумм. На основании ведомости перечисления вводится счет к оплате и формируется SWIFT-файл для перечисления на лицевые и карт-счета.
Конфигурация также позволяет производить зачисление и снятие сумм на корпоративную карту государственного учреждения.
Учет запасов включает в себя:
- оприходование запасов с помощью документа «Поступление ТМЗ и услуг». При этом возможна как регистрация прихода от поставщика, так и регистрация безвозмездных поступлений, а также поступлений и передачу на ответственное хранение;
- внутреннее перемещение и списание;
- списание продуктов питания по нормам расхода;
- переработку продуктов питания;
- учет ГСМ и списание горюче-смазочных материалов по километражу и мотто-часам;
- реализация запасов с выпиской счета-фактуры;
- проведение инвентаризации запасов, с возможностью формирования инвентарной описи и сличительной ведомости;
- оборотные ведомости;
- карточки учета.
Учет долгосрочных активов включает в себя:
- оприходование активов, полученных от поставщиков, а также от безвозмездных поступлений;
- ввод активов в эксплуатацию с помощью документа «Принятие к учету активов»;
- внутреннее перемещение;
- списание (с возможностью оприходования ТМЗ) и безвозмездная передача;
- создание комплектов долгосрочных активов;
- модернизация активов (незавершенное строительство, капитальные вложения);
- обесценение долгосрочных активов;
- переоценка долгосрочных активов;
- проведение инвентаризации долгосрочных активов, с возможностью формирования инвентарной описи и сличительной ведомости;
- групповой учет активов;
- ежемесячное начисление амортизации;
- создание резервов на обесценение и переоценку активов;
- формирование оборотных ведомостей и ведомостей остатков;
- формирование разработочной таблицы расчета амортизации;
- формирование инвентарных карточек.
Учет расчетов с контрагентами
Учет расчетов с контрагентами включает в себя единый документ «Поступление ТМЗ и услуг» оприходования активов, товарно-материальных запасов, а также списания услуг, оказанных сторонними организациями. Помимо этого существует возможность проведения взаимозачета и списания задолженности. При этом учет взаиморасчетов с контрагентами ведется с использованием счетов авансов.
Учет осужденных
Автоматизирован учет денежных средств осужденных, хранящихся на счете временного размещения денежных средств государственного учреждения. Предусмотрено поступление денежных средств осужденного, как в виде заработной платы, так и от сторонних организаций или физических лиц. Предусмотрено автоматическое удержание по алиментам и исполнительным листам осужденных, распределяемых равными частями по всем имеющимся исполнительным листам осужденного. Существует возможность осуществлять различные удержания с личных денег осужденных. Добавлена возможность производить выплату денежных средств осужденных на лицевые или карт-счета, а также производить выплату в виде наличных денежных средств.
Учет пенсий и пособий опекаемых
Позволяет организовать учет поступлений пенсий и пособий опекаемых (инвалидов, решением суда признанных недееспособными и нуждающимися в опеке), а также осуществлять контроль за расходованием и хранением денежных средств. Предусмотрено приобретение и выдача товаров постоянного спроса или медицинских услуг за счет пенсий и пособий опекаемых. Расчет по приобретенным товарам или услугам предусмотрен как в наличной, так и безналичной форме оплаты.
Учет родительской платы
Автоматизирован учет расчетов по родительской плате, особенностью которых является массовое начисление сумм к выплате по определенному набору алгоритмов. На счетах бухгалтерского учета ведется взаиморасчет в разрезе контрагентов, договоров и классификации расходов. Контрагентом выступает плательщик родительской платы единый для всех детей, заполняется на начальном этапе работы при заполнении учетной политики по родительской плате. Оплата разносится посредством кассовых и банковских платежных документов. Расчеты по детям ведутся в регистрах оперативного учета в разрезе детей, групп детей, видов начислений. Существует возможность выписки квитанций об оплате. Для анализа учета можно сформировать отчеты: «Ведомость по расчетам с родителями», «Карточка ребенка», «Отчет по преподавателям».
Учет по структурным подразделениям
Автоматизирован учет заработной платы в разрезе структурных подразделений. После установки константы «Учет по структурным подразделениям заработной платы» становится возможным начисление заработной платы, расчет налогов и удержаний, получение отчетности формировать в разрезе структурных подразделений. В бухгалтерском учете проводки на счетах учета заработной платы и налогов записываются в разрезе подразделений. Стандартные бухгалтерские отчеты «Оборотно-сальдовая ведомость по счету» и «Анализ счета» формируются в разрезе подразделений.
Регламентные операции
В конфигурации реализована возможность автоматического формирования проводок по регламентным операциям, производимым на конец месяца (квартала, года). К таким операциям относятся:
- Расчет амортизации долгосрочных активов;
- Списание резерва по переоценке долгосрочных активов;
- Переоценка валютных средств;
- Закрытие подотчетных сумм;
- Закрытие дебиторской задолженности по расчетам с бюджетом;
- Закрытие счетов доходов и расходов;
- Заключительные обороты по кассовым расходам;
- Перенос финансового результата отчетного года.
Стандартные отчеты:
- оборотно-сальдовая ведомость;
- оборотно-сальдовая ведомость по счету;
- шахматная ведомость;
- анализ счета;
- обороты счета;
- карточка счета;
- анализ субконто;
- обороты между субконто;
- карточка субконто;
- сводные проводки;
- отчет по проводкам;
- главная книга;
- универсальный отчет.
Использование стандартных отчетов позволяет получить развернутую информацию по любым участкам учета.
Мемориальные ордера:
- книга «Журнал-главная» форма 308 Альбома форм;
- мемориальный ордер №1 – накопительная ведомость по кассовым операциям форма 381 Альбома форм;
- мемориальный ордер №2 – накопительная ведомость по движению средств на кодах государственных учреждений форма 381 Альбома форм;
- мемориальный ордер №3 – накопительная ведомость по учету денежных средств на контрольных счетах наличности платных услуг, КСН спонсорской, благотворительной помощи, КСН временного размещения денежных средств, на счете в иностранной валюте и специальных счетах бюджетного инвестиционного проекта по внешним займа и грантам форма 381 Альбома форм;
- мемориальный ордер №5 – свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям форма 405 Альбома форм;
- мемориальный ордер №6 – накопительная ведомость по расчетам с организациями форма 408 Альбома форм;
- мемориальный ордер №7 – накопительная ведомость по расчетам в порядке авансовых платежей форма 408 Альбома форм;
- мемориальный ордер №8 – накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами форма 386 Альбома форм;
- мемориальный ордер №9 – накопительная ведомость по выбытию и перемещению долгосрочных активов форма 438 Альбома форм;
- мемориальный ордер №10 – накопительная ведомость по выбытию и перемещению спецодежды и других предметов индивидуального пользования форма 438 Альбома форм;
- мемориальный ордер №11 – свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания форма 398 Альбома форм;
- мемориальный ордер №12 – свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания форма 411 Альбома форм;
- мемориальный ордер №13 – накопительная ведомость по расходу материалов форма 396 Альбома форм;
- мемориальный ордер №15 – накопительная ведомость начисления доходов от необменных операций форма 409 Альбома форм;
- мемориальный ордер №16 – накопительная ведомость начисления доходов от реализации товаров (работ, услуг) форма 409-а Альбома форм;
- мемориальный ордер №17 – накопительная ведомость начисления доходов от управления активами форма 409-б Альбома форм;
- мемориальный ордер №18 – накопительная ведомость начисления доходов по прочим операциям форма 409-в Альбома форм;
- мемориальный ордер №19 – накопительная ведомость начисления операционных расходов форма 458 Альбома форм;
- мемориальный ордер №20 – накопительная ведомость начисления расходов по бюджетным выплатам форма 458-а Альбома форм;
- мемориальный ордер №21 – накопительная ведомость начисления расходов по управлению активами форма 458-б Альбома форм;
- мемориальный ордер №22 – накопительная ведомость начисления расходов по прочим операциям форма 458-в Альбома форм.
- мемориальный ордер (форма 274) — форма, позволяющая формировать мемориальные ордера, не описанные Альбомом форм.
Все мемориальные ордеры формируются в разрезе статей классификации расходов бюджета.
Бюджетные отчеты
Бюджетная отчетность включает в себя необходимые формы годовой и квартальной отчетности для государственных учреждений, в частности:
- Отчет об исполнении планов поступлений и расходов денег от реализации товаров (работ, услуг) – форма ПУ;
- Отчет об исполнении планов поступлений и расходов денег от реализации товаров (работ, услуг) – форма ПУ (УО);
- Отчет о поступлении и расходовании денег от спонсорской и благотворительной помощи – форма СП;
- Отчет о дебиторской задолженности – форма ДЗ-Б;
- Отчет о дебиторской задолженности – форма ДЗ-П;
- Отчет о кредиторской задолженности – форма КЗ-Б;
- Отчет о кредиторской задолженности – форма КЗ-П;
- Отчет о кредиторской задолженности – форма КЗ-П.
Также в конфигурацию включены следующие формы отчетности:
- Отчет об исполнении плана финансирования;
- Отчет по деньгам, передаваемым государственному учреждению на условиях их возвратности;
- Отчет о движении активов;
- Отчет о движении запасов;
- Ведомость по учету принятых обязательств.
Регламентированные отчеты
К регламентированным отчетам относятся:
- Финансовая отчетность;
- Налоговая отчетность;
- Государственная статистическая отчетность;
- Прочие.
В группу «Финансовая отчетность» включены такие отчеты как бухгалтерский баланс, Отчет о результатах финансовой деятельности, Отчет о движении денег на счетах государственного учреждения по источникам финансирования (прямой метод), Отчет об изменениях чистых активов/капитала, Пояснительная записка к финансовой отчетности.
В группу «Налоговая отчетность» включены декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (форма 200), декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу по иностранцам и лицам без гражданства (форма 210) и декларация по плате за эмиссии в окружающую среду (форма 870).
В группу «Государственная статистическая отчетность» включен отчет по труду (формы №1-Т Отчет по труду (годовая и квартальная), форма №11 годовая Отчет о наличии и движении основных средств и нематериальных активов).
В группу отчетов «Прочие» включены такие отчеты как расчет по исчислению и удержанию индивидуального подоходного налога и исчислению социального налога, карточка учета ОПВ, карточка учета СО, справка о заработной плате, справка о суммах дохода, выплаченного физическому лицу и осуществленных с дохода обязательных пенсионных взносов, справка с места работы о доходах за последние двенадцать месяцев перед наступлением социального риска.